Синьюй /пров. Цзянси/, 25 февраля /Синьхуа/ -- На фото -- поля цветущих тюльпанов в субтропическом ботаническом саду "Кайгуан" в городе Синьюй /провинция Цзянси, Восточный Китай/ с высоты птичьего полета. (Синьхуа/Чжао Чуньлян)
Читать далее
Новости
В марте Россия впервые отправит контейнерный поезд с экспортным продовольствием из европейской части страны в Китай. Это попытка как расширить экспорт продукции российского агропрома, так и решить проблему обратной загрузки контейнеров, идущих в Китай порожними. По цене железнодорожные перевозки уже сближаются с морскими, но по срокам доставки железная дорога выигрывает как минимум вдвое. Однако экспорту пока препятствуют высокие тарифы, в том числе в КНР.
Россия в марте собирается отправить тестовый поезд с экспортным продовольствием в Китай, следует из протокола совещания у замдиректора департамента экономики и финансов правительства Антона Григорова от 10 февраля (есть у "Ъ"), сегодня вопрос должен опять обсуждаться на совещании в аппарате правительства. Прорабатываются маршруты от Ворсино в Калужской области до Шилуна (провинция КНР Гуандун), а также Ворсино--Забайкальск с транспортировкой далее китайскими операторами. Контейнерный маршрут Далянь--Ворсино открыт в 2016 году, поезд идет десять дней, в декабре 2016 года Калужская область, Российский экспортный центр (РЭЦ), ОАО РЖД и "Синотранс" договорились о развитии сервиса Ворсино--Шилун. Также, по словам источника "Ъ", предварительно обсуждают тестовую отправку продуктов из Ворсино в Далянь за 14 суток.
Контрольная отправка в Китай является частью большого проекта правительства по развитию экспорта, он не ограничен продтоварами, поясняет эксперт аналитического центра при правительстве РФ Григорий Микрюков. У рынка КНР большой потенциал, объясняет он, одно из важных направлений — импорт продовольствия: например, ввоз Китаем мясной продукции в денежном выражении в 2016 году вырос в 1,5 раза, рыбной — на 9,4%. РФ активно наращивает экспортный потенциал в АПК (при снижении общего экспорта в 2016 году на 17% вывоз сельхозпродукции вырос на 5,2%).
"Многие виды продукции, особенно пищевой, требуется доставлять максимально быстро и при определенной температуре,— говорит Григорий Микрюков.— Транспортировка морем обычно дешевле, но доставка может идти 1,5-2 месяца. По железной дороге доставка значительно быстрее: из ЦФО до границы всего за неделю". Ключевое преимущество железной дороги — скорость, соглашается директор аналитического центра "Совэкон" Андрей Сизов, для Европы разница с поставками по морю может достигать 2-2,5 раза. "Безусловно, такой вариант доставки, даже с доотправкой в Шанхай, будет в полтора-два раза быстрее, чем морем из Петербурга",— говорит совладелец и глава совета директоров компаний "Русский экспорт" и FRC International Trading ltd (занимаются экспортом и продажей российских продуктов в Китае) Игорь Чайка.
Как поясняет управляющий директор по организации международных проектов РЭЦ Михаил Мамонов, основную долю в валовом экспорте из России в Китай среди продтоваров занимает перевозимая морем мороженая рыба (3,44% от всего объема экспорта, или 70% от продовольственного). Далее следуют железнодорожные грузы — соевые бобы, кукуруза (но есть квотирование и "драконовская" пошлина в 65%, уточняет господин Мамонов), растительное масло, мука, семена рапса и солодовое пиво. Среди перспективных товаров — мед, алкоголь, кедровый орех, минеральная вода, мороженое, детское питание. В "РЖД Логистике" (РЖДЛ) считают перспективными мясную и молочную продукцию, кондитерские изделия.
Михаил Мамонов отмечает ряд регуляторных и иных проблем, считая ключевой высокую стоимость доставки для универсальных и рефрижераторных контейнеров, которая складывается из российского и китайского сегментов. "Мы, ОАО РЖД и наши партнеры--владельцы контейнерного парка постараемся максимально снизить стоимость российского плеча, в первую очередь за счет снижения тарифа и стоимости аренды контейнера",— говорит он. Господин Мамонов уверен, что это достижимо: сейчас есть проблема обратной загрузки, контейнеры зачастую возвращаются на Дальний Восток пустыми, поэтому даже их минимальная рентабельность будет благом. "Дисбаланс железнодорожных контейнерных грузопотоков в 2016 году составил 109 тыс. TEU",— говорят в РЖДЛ.
Господин Мамонов добавил, что важный вопрос — снижение стоимости доставки на китайской стороне. "Мы начали плотную работу с "Синотрансом" над этим вопросом и рассчитываем его оперативно решить",— говорит он, добавляя, что тарифы в КНР существенно выше. По оценке из протокола совещания, китайский тариф на транспортировку до Шилуна — $2230, до Даляня — $850 за 40-футовый контейнер (в рефконтейнере — $2,5 тыс.).
Стоимость отправки контейнера морем из Петербурга до Шанхая Игорь Чайка оценивает в $3-3,5 тыс., а рефконтейнера — в $6-7 тыс. По расчетам РЖДЛ и "Трансконтейнера", стоимость перевозки неопасных грузов в 40-футовом контейнере по маршруту Москва--Далянь — $2857, в рефрижераторном — $6177 (при полной обратной загрузке). "Трансконтейнер" на совещании заявил о готовности снизить стоимость предоставления вагона и контейнера до 15 тыс. руб. для пилотной отправки и до 30 тыс. руб.— на длительный срок. В "Трансконтейнере" "Ъ" сказали, что ведется анализ грузовой базы проекта в Центральном регионе России, "прорабатывается ценообразование и оптимизация стоимости доставки, в том числе за счет железнодорожной составляющей". В РЖДЛ добавляют, что видят потенциал увеличения грузовой базы для железнодорожного контейнерного экспорта в КНР через переориентацию части контейнерных грузопотоков из портов европейской части РФ (пиломатериалы, фанера, химикаты, бумага, удобрения, подсолнечное масло) на Транссиб. По оценкам РЖДЛ, при организации тарифных коридоров и поддержке региональных администраций КНР можно предложить сервис, сопоставимый по стоимости с морскими маршрутами, с доставкой за 14 суток (втрое быстрее).
Читать далее
Китай планирует внести поправки в закон о судоходстве, меняющие правила прохождения иностранных подлодок через китайские территориальные воды. Подлодки будут всплывать и сообщать о своих маршрутах китайским властям, сообщает китайское новостное агентство China News Service.
«Иностранные подводные аппараты, проходящие через территориальные воды КНР, должны передвигаться по поверхности с поднятым национальным флагом, а также сообщать о передвижениях китайским властям», ― пишет издание. При этом в документе Южно-Китайское море напрямую не упоминается.
По данным издания, поправки также предусматривают случаи выдворения иностранных судов из территориальных вод Китая, если они представляют угрозу для безопасности страны или помеху навигации. Таким образом поправки «улучшат базовый уровень взаимодействия с иностранными кораблями, входящими и выходящими из китайских территориальных вод, осуществляющими безвредный проход, а также право на их преследование и выдворение».
Инцидент с США
По мнению некоторых специалистов, поправки появились после инцидента захвата КНР американского подводного беспилотника.
В декабре 2016 года океанографическое исследовательское судно ВМС США Bowditch намеревалось поднять на борт два беспилотных планера в Южно-Китайском море примерно в 50 милях к северо-западу от Субик-Бей, недалеко от Филиппин. В это время подошёл китайский военный корабль и на глазах американских моряков забрал один из дронов.
Пресс-секретарь Пентагона Джефф Дэвис отметил, что китайское судно получило радиограммы с корабля США, но не реагировало на требования возвратить беспилотник. Аппарат использовался американцами для сбора несекретных данных в Южно-Китайском море, на которое претендует Китай. Впоследствии дрон был возвращён американцам, но китайцы потребовали прекратить разведку в водах Южно-Китайского моря.
Закон для Южно-Китайского моря?
Несмотря на то что поправки не упоминают Южно-Китайское море, Китай принял их именно из-за него, полагают эксперты. Кроме КНР, на архипелаг Спратли в Южно-Китайском море претендуют Малайзия, Вьетнам, Филиппины, Бруней и Тайвань. С 2013 года Китай активно проводит работы в Южно-Китайском море по созданию искусственных островов и возведения на них объектов «исключительно в мирных целях».
В июле 2016 года международный суд в Гааге постановил, что Китай не имеет прав для территориальных притязаний в Южно-Китайском море. Кроме того, суд решил, что территории архипелага Спратли островами не являются и не могут образовывать исключительную экономическую зону Китая в радиусе 200 миль, как он этого требовал. Суд отметил, что строительство Китаем искусственных насыпных островов в районе спорных островов Спратли приносит экосистеме коралловых рифов «непоправимый ущерб».
Решение международного суда Китай не признал и разместил на архипелаге свои противовоздушные и противоракетные системы, сообщалось в докладе Центра стратегических и международных исследований США. Одним из противников захвата Китаем островов Спратли стали США, которые вблизи искусственных островов регулярно проводят военные учения. Тем самым США демонстрируют Китаю, что не признают их права на воды Южно-Китайского моря и спрашивать у него разрешения плавать в международных водах не собираются.
Новые поправки в китайское судоходство могут ещё больше осложнить ситуацию в Южно-Китайском море. К тому же Китай заявил Дональду Трампу, что и в дальнейшем будет отстаивать свой суверенитет в Южно-Китайском море. Китайские СМИ заявили, что США придётся развязать войну для закрытия доступа Китая к его островам.
Читать далее