В современном мире идет негласная война между сторонниками привычных источников энергии и теми, кто стремится к более экологичным их заменителям. Воздух, полный вредных выхлопов; вода и грунт, загрязненные отходами; болезни; искусственные скачки цен на конечный продукт и неоправданная дороговизна производственного оборудования – все эти недостатки принято считать нормальными, если речь идет, например, о нефти. Зато стоит заговорить о солнечной батарее, как монополисты обзовут вас психом, витающим в облаках. Тем не менее, сообщество ученых неоднократно предлагало массовый переход на возобновляемые ресурсы с активным использованием энергии воды, ветра и, конечно же, солнца. Одним из способов реализации этой концепции стала идея о дорогах, снабженных солнечными панелями. Многие отвергали саму мысль о подобном новшестве, называя его слишком затратным и непрактичным. К счастью, наука и здравый смысл одержали маленькую победу, и теперь в Китае заработало «солнечное» шоссе. О его официальном открытии было объявлено 28 декабря 2017 и уже с января 2018-го жители Китая колесят по новенькой трассе.
Для строительства шоссе понадобилось 10 000 солнечных панелей. Посетив Цзинань (столицу северо-восточной провинции Шаньдунь), вы сможете воочию лицезреть результат кропотливых разработок – скоростное шоссе, мощенное солнечными панелями. Шоссе состоит из трех слоев: изоляции, фотоэлектрических панелей и бетонного покрытия. Необычный материал покрытия способствует таянию снега, т.е., зимой на нем не будет появляться ледяная корка. Плюсы очевидны: нет нужды тратиться на расчистку дороги, водителям не придется покупать зимнюю резину, а езда станет безопасной, поскольку снизится риск ДТП из-за погодных условий. Однако главной функцией, разумеется, остается генерирование солнечной энергии для нужд города и зарядка электротранспорта. Помимо двух основных полос, шоссе так же имеет специальную третью аварийную полосу – такой продуманный дизайн упрощает движение автомобилей. К сожалению, не обошлось и без инцидентов. Не прошло и недели, как таинственные злоумышленники похитили часть панелей. Представители властей предполагают вероятность кражи технологий, ведь изучение конструкции данных панелей поможет воссоздать их принцип.
Похищение солнечных панелей – кража технологий или заурядный акт вандализма? Хотя таких скоростных шоссе прежде не существовало, Китай вовсе не стал первооткрывателем, внедрившим подобные технологии. В 2014-ом, в Нидерландах была создана «солнечная» дорожка для велосипедов. В 2016-ом, Франция запустила первую дорогу с солнечными панелями. Пока что шоссе имеет протяженность около 1,6 км (1,2 мили), а стоимость его довольно внушительна, т.к. создание 1 м² обошлось в 3 000 юаней (больше 400$). Эксперты полагают, что массовое производство солнечных панелей поспособствует значительному снижению их цены. Китайские разработчики планируют продолжить работу над проектом, создав подобные трассы на территории всей огромной страны.